Последние новости

7 декабря в Москве пройдет открытие Фестиваля Документального Кино "АРТДОКФЕСТ"
Украинский фильм победил на кинофестивале «Темные Ночи» в Таллинне
VII международный Римский кинофестиваль объявил победителей и вручил награды.
Фильм «В тумане» Сергея Лозницы откроет 19 Международный Кинофестиваль в Минске «Лiстопад»
Проект Tallinn Industry Days ожидает рекордное количество участников из Азии и Северной Америки
23.09.2012

И хорошо, что без концепта!

Жюри МКФ «Меридианы Тихого» - мэтры мирового кино

Жюри десятого кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого» состоит из тех, кого без преувеличения можно назвать мэтрами мирового кино.

 Именно поэтому на пресс-конференции разговор и шел и на глобальные темы, и касался личного опыта каждого из кинопрофессоров… И иногда – вот что значит актуальная тема! – члены жюри дополняли ответы друг друга…

Кристиан Жан, председатель жюри, - директор отдела фильмов, заместитель исполнительного директора МКФ в Каннах.

 - Считается, что со временем центр мирового производства сместится окончательно в Азию; что центр мирового образования будет располагаться там же. Считаете ли вы, что со временем и центр мирового кинематографа также переместится в Азию?

- Если говорить об экономике или образовании, то это, пожалуй, возможно. Но если мы говорим о кинематографе… Нет, не думаю. Слишком много во всем мире – в Европе, в Азии, в Мексике, в Индии снимают хорошего кино, интересного кино, необычного кино. Талантливые, одаренные режиссеры живут во всех уголках нашего мира, и потому кино, скорее всего, так и будет развиваться в нескольких точках земного шара.

- Сложно ли оценивать в одной программе ленты полного метра и короткометражки?

- Нет, потому что по большому счету никаких объективных критериев, никакого списка «вот так-то должен быть снять победитель», нет. Мы оцениваем абсолютно субъективно, но в то же время стараемся быть беспристрастными. Мы делимся мнениями после просмотра, и в ходе этого обсуждения рождается истина. И это относится к любому кино, ведь все фильмы – это произведения, объекты творчества, а их вообще сложно сравнивать одно с другим, это же не спортивная гимнастика…

С вопросами о критериях я часто сталкиваюсь во время работы над программой Каннского фестиваля. Так вот и там никаких так называемых критериев просто нет. Мы смотрим все присылаемые фильмы, обсуждаем, и в итоге складывается то, что можно назвать выборкой самых ярких тенденций современной кинематографии.

- В предыдущие годы жюри «Меридианов Тихого» строилось на некой концепции: к примеру, по типу съемочной группы или только из женщин. В этом году концепт жюри не озвучен. Может быть, вы его определите?

- Основная идея – в нашем жюри есть люди, которые могут оценить фильм со всех сторон: продюсер, кинокритик, режиссер и так далее… У каждого свой опыт и своя точка зрения… А вообще – очень хорошо, что у жюри нет никакого концепта!

Рэймонд Патанавирангун работал в службе программного обеспечения Excite@Home, позже редактором HKIFF, директором по маркетингу дистрибьюторской компании Fortissimo Films. С 2009 года Рэймонд является официальным представителем Каннской Недели критиков, а также входит в состав комиссии по отбору/вычитке проектов Финансового форума в Гонконге

- Азиатский кинематограф переживает своего рода цикличность, можно сказать, что идет волнами. Была филиппинская волна, несколько волн китайского кино. Как вам кажется, какая страна «выстрелит» следующей?

- Учитывая экономическую ситуацию  и появление большого количества молодых талантливых режиссеров, скорее всего, это будет Индонезия. Здесь снимают много хорошего коммерческого и очень интересное фестивальное кино.

Составить конкуренцию Индонезии мог бы Вьетнам, но в этой стране, как, к примеру, и в Китае, сильна цензура, которая и тормозит развитие кинематографа. Интересно, что цензура в этих странах сильнее даже, чем в Индонезии, которая по сути мусульманская и очень строгая страна.

- Как вам кажется, в чем залог успеха фильма?

- Важно четко понимать, какую мысль вы хотите до зрителя донести. Если вам есть, что сказать, это уже во многом залог успеха. Главное для кинематографиста – высказывание, неважно, на какую тему. Самый неудачный вариант – это когда режиссер заранее начинает снимать «фестивальное» или «коммерческое» кино, не имея ничего, что он хотел бы сказать, начинает снимать, ориентируясь на определенную аудиторию…

Сергей Лозница, режиссер, сценарист. Автор 11 документальных работ. Лауреат российских национальных премий «Ника» и «Лавр», обладатель многочисленных международных наград.

- С чем связан большой интерес к документальному кино в России и в мире? Зритель устал от неправды с экрана?

- Меняются требования зрителя к качеству предлагаемого изображения, способу игры актеров. Документальное кино дает гораздо больше информации, которая часто бывает для нас неожиданной в смысле попадания в кадр… То, что происходит сейчас, - это в какой-то степени мимикрия игрового кино под документальное, движение в направлении «съемка без конкретного сценария». Речь идет о повышении степени сложности, к которой зритель уже готов в воспринимаемом аудиовизуальном потоке. Возрастает и требовательность к актеру и актерской игре. Нам уже не так интересны узнаваемые и много раз видимые «звезды», все больше и больше звездами становятся люди «с изъянами» в смысле – неидеальной формы.

- Правда ли, что вы готовите новый проект с продюсером «Звездных войн»?

- Я пишу сценарий и сделал в нем паузу, только ради работы в жюри во Владивостоке. А более пока ничего не скажу.

Алексей Федорченко, режиссер и продюсер кинокомпании «29 февраля». В числе его наград — «Приз экуменического (христианского) жюри» и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции в 2010 году за фильм «Овсянки».

- Должна ли в российском фильме быть некая доля азиатского шарма, чтобы он был успешным на фестивальном поприще?

- Я вообще живу в Азии. Поэтому снимаю – безусловно – азиатское кино. И специально ничего не делаю, чтобы добавить азиатчины. Ее и так хватает в моем кино.

Сергей Лозница: - Добавить азиатчины специально невозможно. Даже если режиссер что-то задумает сделать специально, ничего не выйдет. Получится то, что получится.

- Вы готовитесь к съемкам фильма «Зомби в СССР», где выступаете как продюсер, а режиссером будет Игорь Волошин...

- Это еще не фильм, это проект, который мы задумали с Игорем Волошиным, рабочее название – «Мертвые пашни». Это попытка сделать коммерческое кино, таких наших зомби на основании неплохой литературы. Мы пока еще не знаем, во что это выльется, пишем сценарий. Это пока не очень серьезно и не очень быстро, скорее – в перспективе.

- Вы своим творчеством разбили твердое убеждение миллионов людей, что снимать кино можно только в столице. Что бы вы посоветовали начинающим владивостокским кинематографистам?

- Как это ужасно  звучит: разбили убеждение миллионов… Я даже вздрогнул… А вообще я считаю, что у Владивостока есть все возможности для создания киностудии. Они должны располагаться там, где много теплых солнечных дней – а вы же почти в субтропиках… Здесь и ландшафты неповторимые, и больше оснований для надежды на успех, чем у свердловской киностудии. Я бы давно здесь киностудию сделал. А уж будет у нее успех или нет, это уж как звезды сложатся, как сварится творческий компот. Но наличие кинофестиваля в городе – это такой котел, где заваривается большое кино. Чаще всего оно появляется именно в таких местах.

Стенли Кван: - Молодым кинематографистам я бы пожелал большое внимание обратить на сценарий. Хотите сделать свой фильм удачным – найдите по-настоящему хороший сценарий, который будет нацелен на определенную аудиторию. Любой фильм способна убить неудачная идея, неловкий сюжет. Приведу пример. Молодые гонконгские кинематографисты сегодня перемещаются на материковый Китай, потому что там несравненно большая аудитория. И только некоторым удается не просто написать хорошую историю, но и адаптировать ее под запросы конкретного рынка – либо гонконгского, либо китайского, которые очень отличаются друг от друга. Сегодня в Гонконге снимается масса фильмов: ужастики, драмы, мультфильмы, что угодно, но даже просто зрители, а не только критики замечают, что все реже за этим стоит хорошая история.

Стенли Кван, режиссер, продюсер, легенда гонконгского кинематографа

- Как вы выбрали для себя путь в кино?

- Еще когда я был в школе, я уже хотел снимать кино. Может быть, тягу к искусству мне привила мать в утробе, она была большой фанаткой оперы, кино…

Потом я стал работать с режиссерами, которые, собственно, и составили тот золотой век кино Гонконга, о котором так много говорят сегодня на «Меридианах Тихого», даже специальную программу выделили. Мы снимали небольшие фильмы для телевидения, а потом просто решили, что уже доросли до кино. И перешли в большое кино.

- Почему для проведения мастер-класса во Владивостоке вы выбрали фильм «Токийская история» Ясидзиро Одзу?

- Много лет назад, когда я был еще юным, я следил за творчеством этого режиссера, преклонялся перед ним, мне было очень интересно смотреть его фильмы, пытаться понять его творческую систему. И со временем, можно сказать, стал специалистом по творчеству Ясидзиро Одзу. Вот поэтому и взял его фильм, как шедевр, как гениальное творение, на котором легко учиться.

Фото с пресс-конференции здесь.