Alter///scrinium. Десять тезисов об архитектуре. Кинопоказы 2011
Xарун Фаруки. Создатели «новых» миров | Harun Farocki. The Creators of the Shopping Worlds
  • Режиссёр: Xарун Фаруки

    Родился в 1944 году в Нови-Йичине на территории аннексированной Германией Чехословакии. Живет и работает в Берлине, Германия.

    Избранные персональные выставки:
    2011  —  War At A Distance  —  Galerie Thaddaeus Ropac  —  Salzburg, Salzburg
    2007  —  FuЯball : Football. Harun Farocki  —  The Museum of Contemporary Art / Museet for samtidskunst, Oslo
    2003  —  Harun Farocki  —  Augen Machine II (Eye / Machine II)  —  Etablissement dґen face projects, Brussels

    Избранные групповые выставки:
    2010  —  8th Gwangju Biennale  —  10,000 Lives  —  Gwangju Biennale, Gwangju
    2008  —  16th Biennale of Sydney  —  Biennale of Sydney, Sydney, NSW
    2007   —  Documenta 12  —  Documenta, Kassel

2009,  61 минут
Секция:
Alter///scrinium. Десять тезисов об архитектуре. Кинопоказы

Courtesy of Harun Farocki Filmproduktion

Изобретенная в США в 30-х годах новая система организации торговли, известная под названием “супермаркет”, на протяжении XX века распространялась по всему миру, определяя процесс потребления как особый, протяженный во времени акт бесконечного потребления. Комплекс приемов, позволяющих заинтересовать, а в некоторых случаях практически насильственно навязать покупателю тот или иной товар, оказался блестяще реализуемым именно в формате гигантских магазинов, где покупатель может провести целый день, выбирая необходимый ему товар. Очевидно, что организация подобных пространств требует от архитекторов создания новых, уникальных стратегий проектирования, учитывая как социальные, так и психологические характеристики личности.

Фильм немецкого документалиста Харуна Фароки — это логически выстроенное повествование, состоящее из интервью с людьми, вовлеченными в процесс создания больших консьюмеристских оазисов, чья цель — захватить внимание человека. Фаруки разделяет 45 пространство фильма на зоны, в которых различные специалисты — мерчендайзеры, архитекторы, консультанты и т.д., решая локальные задачи, в конечном счете должны прийти к созданию определенного мира, отчужденного от жизненного потока, с целью конструирования параллельной реальности, вполне успешно посягающей на окружающую действительность. Мир супермаркета или торгового мола — это жестко структурированная модель, в рамках которой происходит бесконечный процесс управления массами.

В рамках фильма автор в принципе не прибегает к каким-либо явным критическим приемам, однако метод его отрешенной съемки, семантически связанной с протокольной документацией через камеру наблюдения, указывает на машинную природу потребления, которая отрицает согласно собственным внутренним установкам любое неординарное и неподконтрольное проявление человеческой личности.