Alter///scrinium. Десять тезисов об архитектуре. Выставка 2011
Studio Smack. Капитаал | Studio Smack. Kapitaal
  • Режиссёр: Studio Smack

    Креативная лаборатория, основанная в 2005 году в Нидерландах Тоном Мейджаном, Томом Снелсом и Белла Зигмондом. Студия специализируется в области графического дизайна и видео.

    Избранная фильмография:
    2010  —  The Transparency Suit, tailor-made suit, in collaboration with Graphic Design Festival Breda
    2008  —  The Margins, duration: 1.27 m, commissioned by Festival Mundial, Tilburg
    2007  —  Factory Farm, duration: 2.29 m, commissioned by ON B.V., Amsterdam
    2003  —  Televisie, duration: 3.00 m

2005,  6 минут
Секция:
Alter///scrinium. Десять тезисов об архитектуре. Выставка

Courtesy of Studio Smack

Городское пространство, как известно, изначально не является всего лишь множеством жилых и инфраструктурных объектов, размещенных согласно определенной структуре или схеме. Город — это также медиальная поверхность, на которой друг с другом существуют различные знаковые системы, отражающие общее состояние города, его экономическую и политическую реальность. Более того, современный город, несмотря на развитие коммуникационных технологий, все еще остается пространством циркуляции 35 различных нарративов, главным образом тех, которые отличаются агитационной и управленческой природой. Урбанистический ландшафт сплетается из различных визуальных манифестаций, зачастую не связанных друг с другом знаков, и в процессе сопряжения друг с другом эти символы порождают доселе неведомые смысловые конструкции, которые не всегда работают согласно заранее спроектированной стратегии. Улицы современных мегаполисов -- это пространства торжествующего хаоса, где перед зрителем разворачивается круглосуточный спектакль, герои которого -- бренды и рекламные лозунги, способные захватить, увлечь человека в мир собственной агрессивной репрезентации. Среди этого пестрого ландшафта порой невозможно увидеть ничего, кроме неразличимого потока сменяющихся образов.

Видео группы Studio Smack «Капитаал» — пример очищенной от сложных смысловых коннотаций, предельно ясной констатации того факта, что городское пространство -- это точное отражение состояния общества — общества, существующего посреди разнонаправленных потоков глобального капитала. Созданный посредством лаконичной компьютерной анимации, фильм в стилистическом плане отсылает к некоторым нереализованным проектам архитектурного авангарда, таким, например, как проекты Ивана Леонидова или Антонио Cентэлиа. Однако концептуальное пространство фильма, сформированное за счет легко идентифицируемой стилистики, не имеет ничего общего с какими-либо формами креативности: «Капитаал» -- это критический жест, описанный через ведущую в современной визуальной культуре эстетическую модель.

Имитируя ежедневное путешествие городского жителя, Художники фиксируют пространство города, напрочь очищенное от каких- либо признаков национальной либо культурной идентификации. Виртуальный город, в котором архитектурное своеобразие скрыто темной поверхностью и который разворачивает в своей зацикленной бесконечности, невозможно зафиксировать в памяти. В фильме нет никаких оригинальных архитектурных памятников, улицы выглядят технично, подобно упрощенным схемам, изображающим коммуникации на чертежах. Среди всего этого унифицированного мира отдельное место занимает главное проявление унификации — реклама, логотипы международных брендов — те самые иконы, созданные в соответствии с общедоступным критерием перцептивности, превращающие все города и населенные пункты мира в подобия друг друга.

Даже немногочисленные граффити — следы резистентного жеста пропадают под агрессивной способностью современной рекламы уводить любые знаковые системы на периферию. В то же время графический дизайн, как один из главных инструментов, стимулирующих консьюмеристски транс, экспроприирует витальность рукотворного письма — граффити в конечном счете становятся похожи на логотипы и наоборот. Город капитала — это емкое, наполненное неким апокалиптическим ужасом повествование, констатирующее приход нового мира, который пока еще находится на стадии разработки, но обещает стать повсеместной реальностью в недалеком будущем.