Alter///scrinium. Десять тезисов об архитектуре. Выставка 2011
Мона Ватаману и Флорин Тудор. Процесс | Mona Vatamanu & Florin Tudor. The Trial (Procesul)
  • Режиссёр: Мона Ватаману и Флорин Тудор

    Мона Ватаману родилась в 1968 году в Констанце (Румыния). Флорин Тудор родился в 1974 году в Женеве (Швейцария). Художники работают вместе с 2000 года.

    Избранные персональные выставки:
    2009  —  Mona Vatamanu & Florin Tudor, Surplus Value, BAK, basis voor actuele kunst,
    Utrecht
    2007  —  August, Play Gallery, Berlin
    2003  —  Living Units, Project Room, Ludwig Museum of Contemporary Art, Budapest

    Избранные групповые выставки:
    2010  —  Shockworkers of the Mobile Image, 1st Ural Industrial Biennial, Ekaterinburg
    2008  —  5th Berlin Biennale, When Things Cast No Shadow, KW Institute for Contemporary Art, Berlin
    2007  —  52nd Venice Biennale, Romanian Pavilion, Low-Budget Monuments, Venice

2005,  38 минут
Секция:
Alter///scrinium. Десять тезисов об архитектуре. Выставка

Courtesy of Artists

Политика правительства Николае Чаушеску предприняла грандиозный проект реконструкции Бухареста на рубеже 70-х и 80-х годов прошлого века, в рамках которого осуществилось переустройство центра города, изменившее облик румынской столицы.

В фильме Моны Ватаману и Флорина Тудора «Процесс» пространство кинематографического плана ограничивается фасадами типовых многоквартирных домов Бухареста — своеобразных памятников социалистической Румынии. Авторы используют уже ставший классическим в конвенциональном кинематографе прием — съемку городского пейзажа из окна движущегося автомобиля, который зачастую знаменует переходный этап между ключевыми сценами фильма и служит рубежами, разделяющими основные действия. В определенный момент создается ощущение бесконечной, не подверженной какой-либо, даже потенциальной трансформации однородной поверхности, которая, в свою очередь, распространяясь в пространстве, отсылает к противоречивым историческим событиям и неоднозначности их результатов. Фоном этому невыразительному, но в то же время медитативному повествованию служит монотонное чтение протокола судебного заседания над Николае Чаушеску и его женой Еленой. Инсценировка ставшего переломным 31 моментом в истории современной Румынии суда над диктатором, чья политическая деятельность оказалась травматическим опытом для страны, а сам факт казни четы Чаушеску с недавнего времени нередко подвергается критике, указывает на неоднозначность исторических событий и возможность их критического пересмотра.

Основное «завоевание» современности реализовано в переосмыслении и тотальном внедрении в сознание человека особого понимания времени. Категории прошлого и будущего редуцировались, оставив лишь настоящее как подлинное пространство жизни. Все, что имеет название «исторический опыт», забывается и представляется неким палеонтологическим экспонатом, утратившим право на достоверность. Будущее уже не рассматривается с позиции применения к себе стратегий проектирования, оставаясь, словно затуманенный горизонт, лишенной деталей данностью, которой только предстоит реализоваться. Таким образом, архитектурный контекст, запечатленный в фильме, будучи физической материей истории, поверхностью, с которой невозможно удалить следы прошлого, все равно выглядит фантастично и лишен каких-либо связей с действительностью. Мелькающие фасады зданий и монотонное чтение сообщают фильму особое измерение, близкое к гипнотическому трансу, состоянию, в котором резонансное событие с легкостью забывается, ускользая от коллективной памяти, и остается темным местом истории.