Alter///scrinium. 10 Theses Of The Architecture. Exhibition Part 2011
Miklós Erhardt. Havanna
  • Director: Miklós Erhardt

    Born in 1966. He lives and works in Budapest. Between 1998 and 2005 he combined his solo work with co-activity in the Big Hope artist group with the artists Dominic Hislop (Scotland) and Elske Rosenfeld (Germany).

    Selected personal exhibitions:
    2009  —  Retrospektнv, Liget Galeria, Budapest
    2008  —  Temporary Settings, Wiener Secession, Vienna
    2006  —  With or Without Me, Galerija SKC, Belgrade

    Selected group exhibitions:
    2010  —  Workers Leaving the Workplace  —  ms  —  Muzeum Sztuki Lodz, Lodz
    2008  —  Manifesta7  — “Principle Hope”, ex-Peterlini, Rovereto, Italy
    1999  —  After the Wall  —  Art and culture in post-Communist Europe  —  Moderna Museet, Stockholm

2006,  17 min.
Section:
Alter///scrinium. 10 Theses Of The Architecture. Exhibition Part

Courtesy of the Artist

In mid-80’s of the last century an uptown neighborhood in Budapest was given a poetic name of the Cuban capital city to commemorate the 25th anniversary of the Cuban Revolution. Being built in the end of socialist era, this neighborhood became a symbol of Hungarian social and city planning policy and immediately gained notorious fame, as many similar projects did. The regime fall and the transition period of the 90’s that followed were special for “Havanna”. It turned into almost uncontrollable dwelling with predominantly poor people that led to its total criminalization. The situation started to change with the beginning of stabilization, economic growth and development of so called democratic processes. Efficient public authorities and social infrastructure were created and the level of criminality started to go down. Havanna began its way into a new reality of victorious capitalism.

The project wearing the same title by Miklós Erhardt was originally conceived to comprehend the local situation within one or another isolated system of living, brought into a new environment. Havanna, being a material reflection of all complex and controversial Hungarian events of the last 50 years, turned out to be the most suitable place where the author could apply his strategy of deep integration into a research context. The artist decided to rent one of the abandoned stores that used to be part of the service system in the neighborhood until their role collapsed under the quickly developing model of pipeline consumption offered by large supermarkets. He wanted to organize a communication zone in the shop and with its help inject himself into the social body of the neighborhood and define the limits of that research.

The project had an extreme avant-garde message that art could merge into life, give new impulse to social relations. The result was quite controver- sial, though the author managed to establish a connection with locals. The artist’s goal was to develop a new model of aesthetic research by oppos- ing direct merger with the context to existing strategies that being scientifically oriented in the end separate themselves from the research objects. While the majority of art works inspired by such objectives become entertaining events in the context of large-scale exhibition hits, Havanna offers something different. By its narration of direct artistic experience we are driven to reflect on our own nature without creating another artifact.

The quite humble visual documentation of the store space and its environment together with a monologue transforming the narrative of the research into a deeply intimate description of personal experience, gives this work a high level of sincerity. This way of cinematographic narration is close to a personal, sometimes voyeuristic observation where the author describes his emotional state. Some sort of artistic failure of the author shows wide range of possibilities for creating a conceptual field, outlined by certain questions about modern policies in social relations and the status of art that often plays the part of the politician, but still remains a remark to the situation. Erhardt creates a complete, extremely subjective comment whereby he shares a part of his life with the audience, by showing that a work of art can be a space of rented and renovated store, a place that he invested his work into and that still has some potential in future dimensions.

back

Alter///scrinium. Десять тезисов об архитектуре. Выставка 2011
Миклош Эрхарт. Гавана | Miklós Erhardt. Havanna
  • Режиссёр: Миклош Эрхарт

    Родился в 1966 году. Живет и работает в Будапеште. С 1998 года — наряду с сольной практикой — состоит в художественной группе Big Hope вместе с художниками Домеником Хислопом (Шотландия) и Ельске Розенфельдом (Германия).

    Избранные персональные выставки:
    2009  —  Retrospektнv, Liget Galeria, Budapest
    2008  —  Temporary Settings, Wiener Secession, Vienna
    2006  —  With or Without Me, Galerija SKC, Belgrade

    Избранные групповые выставки:
    2010  —  Workers Leaving the Workplace  —  ms  —  Muzeum Sztuki Lodz, Lodz
    2008  —  Manifesta7  — “Principle Hope”, ex-Peterlini, Rovereto, Italy
    1999  —  After the Wall  —  Art and culture in post-Communist Europe  —  Moderna Museet, Stockholm

2006,  17 минут
Секция:
Alter///scrinium. Десять тезисов об архитектуре. Выставка

Courtesy of the Artist

Поэтичное имя кубинской столицы в середине 80-х годов прошлого века получил микрорайон на окраине Будапешта в память о 25-й годовщине революции на Кубе. Построенный на закате социалистической эпохи, микрорайон стал олицетворением социальной и градостроительной политики Венгрии и в то же время приобрел негативную репутацию, как и многие подобные проекты. Демонтаж режима и последовавший переходный период 90-х ознаменовались для Гаваны особым этапом — микрорайон превратился в практически неподконтрольное поселение с преимущественно бедным населением, что стало одной из причин его тотальной криминализации. С началом стабилизации, экономическим ростом, развитием так называемых демократических процессов ситуация начала меняться — появились эффективные органы самоуправления, социальная инфраструктура, и постепенно уровень преступности снизился. Гавана 29 начала встраиваться в новую реальность победившего капитализма.

Одноименный проект Миклоша Эрхарта изначально был направлен на осмысление локальной ситуации в рамках той или иной герметичной жилой системы, оказавшейся в новых условиях. Гавана, будучи материальным оттиском всех сложных и противоречивых процессов, произошедших в истории Венгрии за последние 50 лет, оказалась наиболее подходящим местом, где автор мог применить стратегию глубокой интеграции в исследовательский контекст. Художник принял решение снять в аренду один из покинутых магазинчиков, которые согласно проекту микрорайона были частью службы сервиса, но со временем пали под натиском стремительно развивающейся модели конвейерного потребления в форме крупных супермаркетов, и организовать там некую коммуникационную зону, используя которую художник предполагал внедриться в социальное тело микрорайона и постараться определить границы такого исследования.

Проект, наполненный также предельным авангардным посылом, согласно которому искусство может слиться с жизнью, дать новый импульс развитию социальных отношений, в конечном счете оказался весьма неоднозначным, хотя автор в некоторой мере сблизился с местным населением. Перед художником стояла задача выработать новую модификацию эстетического исследования — противопоставляя непосредственное слияние с контекстом сложившимся стратегиям, которые, будучи направленными на исследовательскую деятельность, в итоге оказываются отчуждены от объектов исследования. В то время как большинство произведений искусства, инспирированные подобными задачами, становятся развлекательными мероприятиями в контексте масштабных выставочных блокбастеров, «Гавана» предлагает иной подход: повествуя о непосредственном художественном опыте, осмыслить собственную природу, а не породить очередной артефакт.

Сдержанная документация пространства магазина и окружающей среды, сопровожденная монологом, в рамках которого повествование об объекте исследования плавно трансформируется в глубоко интимное описание персонифицированного опыта, оставляет за произведением высокую степень искренности. Манера кинематографического повествования близка к очень личному, местами вуаристическому наблюдению, где автор трактует собственное психологическое состояние. Своеобразная творческая неудача автора открывает широкие возможности для формирования концептуального поля, очерченного рядом вопросов, обращенных как к современной политике в области социальных отношений, так и к самому статусу искусства, которое зачастую берет на себя политические обязательства, но все равно остается в роли комментария к сложившейся ситуации. Эрхарт создает завершенный, предельно субъективный комментарий, в рамках которого художник делится со зрителем частью своей жизни, конкретно указывая, что произведением является пространство арендованного и отремонтированного им магазина — места, которое стало объектом инвестиций труда самого художника и за которым остается определенный потенциал в пространстве будущего.

назад