Alter///scrinium. Десять тезисов об архитектуре. Выставка 2011
Йонас Далберг. Невидимые города | Jonas Dahlberg. Invisible Cities
  • Режиссёр: Йонас Далберг

    Родился в в 1970 году в городе Борас (Швеция). Живет и работает в Стокгольме.

    Избранные персональные выставки:
    2009  —  “Think about death” Korjamoo Gallery Helsinki
    2007  —  Galeria Foksal, Warsaw Poland
    2003  —  Centre pour l’image contemporaine, Geneva, Switzerland

    Избранные групповые выставки:
    2006  —  “Ideal City  —  Invisible City” Zamosc Poland/Potsdam Germany
    2003  —  ”Delays and Revolutions”, 50th Biennale di Venezia, Italian Pavilion, Venice, Italy 
    2002  —  Manifesta 4 European Biennial of Contemporary Art, Frankfurt, Germany

2004,  24 минут
Секция:
Alter///scrinium. Десять тезисов об архитектуре. Выставка

Courtesy of the Artist and Galerie Nordenhake Stockholm/Berlin

В ряду расширенного словаря определений, использующегося в области социально-экономической географии, выделяется такое понятие, как «покинутые населенные пункты», имеющее более распространенное в литературе и повседневной речи термин — «город-призрак». Оставленные своими жителями по разным причинам в отличие от городов, подвергнувшихся разрушениям вследствие войн или природных катастоф, они сохраняют единый архитектурный ландшафт и инфраструктуру, оставаясь загадочными местами, чей внешний облик не выдает истинных причин их текущего статуса. Большинство покинутых городов возникли как стремительная, порой недальновидная реакция на изменения экономической конъюнктуры -- они пережили бурный рассвет и такое же бурное угасание. Города-призраки -- впечатляющие иллюстрации сложных процессов в экономике и политике современного мира, которые являются причинами спонтанных миграций, изменений в демографическом фоне и колебаний экономической активности. История таких городов ко всему прочему является материальным срезом исторического процесса, а в широком смысле -- самого феномена жизни, предъявленного в формате сжатого времени. В мире, где тотальная регистрация является основой внутренней организации, где контроль естественно встроен в повседневность, — покинутые города со своим статусом оказываются парадоксальным воплощением революционных идей об абсолютной свободе.

Проект «Невидимые города» Йонаса Дальберга — абстрактное, поэтичное путешествие в пространство идеализированной городской структуры, лишенной своей непосредственной функции — организации пространства жизни. Повествовательная структура отсылает к формам визуального очерка, посвященного археологическим памятникам или местам известных исторических действий. Однако, поскольку город не имеет никаких материальных связей с реальностью, зрителю предлагается особый способ репрезентации потенциальности — реконструкция объекта, который не осуществлен во времени и пространстве, поскольку имеет виртуальную природу в абсолютном понимании. Автор скрупулезно исследует сам феномен виртуальности, при этом используя неординарную стратегию производства образов — его город, в отличие от подобного рода произведений, является не футуристической фантазией или результатом использования градостоительного симулятора, а, скорее, универсальным местом, которому предназначено выявить природу человеческих взаимоотношений, стратегий управления и организации жизненных процессов через снабженный особой оптической стратегией взгляд ученого-натуралиста. «Невидимые города» — это город-призрак, изначально лишенный истории и изъятый из пространства памяти, получивший собственное воплощение посредством художественной воли, а не комплекса взаимосвязанных причин. В то же время такой город не вписывается в рамки утопического дискурса, поскольку его градостроительная структура не подразумевает декларацию инновативных форм организации, политических манифестов и красноречивых образов проектируемого будущего.

Место города, созданного Дальбергом в иерархии вещей, оказывается невозможно определить — при очевидном присутствии он парадоксально ускользает — его текучая природа, что подчеркнуто непрерывным планом съемки, не поддается регистрации, не может быть встроена в адекватный режим описания. Художник в своем проекте, который помимо видео содержит серию фотографий, книг, а также внушительный список имен возможных жителей, создает определенный виртуальный мир, не связанный с реальностью, не имеющий границ и, соответственно, подразумевающий бесконечное распространение. Создав такой неидентифицируемый объект, скрытый в стыках между временем и пространством, художник разворачивает дискуссионное поле о самой системе организации жизни в рамках человеческой истории, заставляя задуматься о возможном кардинальном пересмотре существующего порядка.