Alter///scrinium. Десять тезисов об архитектуре. Выставка 2011
Иньиго Манглано-Овалье. Вечно (Стеклянный Дом) | Iñigo Manglano-Ovalle. Always After (The Glass House)
  • Режиссёр: Иньиго Манглано-Овалье

    Родился в 1961 году в Мадриде. Живет и работает в Чикаго.

    Избранные персональные выставки:
    2011 — Phantom Truck + Always After (The Glass House) — The Power Plant, Toronto, ON
    2006 — Inigo Manglano-Ovalle: Blinking out of Existance — Rochester Art Center, Rochester, MN
    2002 — Mies in America — Museum of Contemporary Art Chicago (MCA), Chicago, IL

    Избранные груповые выставки:
    2010 — Yesterday’s Tomorrows — Musée d´art contemporain de Montréal, Montreal, QC
    2007 — Documenta 12 — Documenta, Kassel
    2004 — Liverpool Biennial 2004 — Liverpool Biennial of Contemporary Art, Liverpool (England)

2006,  10 минут
Секция:
Alter///scrinium. Десять тезисов об архитектуре. Выставка

Courtesy of Artist

В 1939 году, будучи в зените своей карьеры, американо-немецкий архитектор Мис ван де Рое получил заказ на строительство комплекса зданий Иллинойского технологического университета. Проект был создан на основе теоретической модели, в рамках которой была принята определенная концепция, направленная на выявление единства всего комплекса через унификацию объемов и применения строгой шкалы пропорций. Абсолютным шедевром среди зданий университета стал Краун-холл — архитектурная школа, где были доведены до совершенства принципы так называемого открытого пространства, использованные автором еще при строительстве легендарного павильона на международной выставке в Барселоне в 1929 году. Идея плавно перетекающих друг в друга пространств, где стены выступают лишь векторам непрерывного движения, отсылает к определенному режиму восприятия архитектурной среды, где человек существует в пространстве с минимумом ограничений и волен подходить к использованию этого пространства с высокой степенью креативности. Здание Краун-холла, выполненное из стали и стекла, буквально иллюстрировало идеи Мис ван де Рое, воплощая идеал модернистской архитектуры с ее декларативной рациональностью и абсолютистской эстетикой, не приемлющей компромиссы.

Фильм «Вечно» («Стеклянный дом») снят художником Иньиго Манглано-Овалье во время торжественной церемонии, посвященной реконструкции Краун-холла в 2005 году. Событие было организовано с присущей современности особой театральностью; в финале наследник великого архитектора разбил одно из огромных окон здания. Меланхоличное, наполненное внутренней медитативностью видео состоит из тщательно смонтированных в непрерывный поток кадров, на которых уборщики сметают осколки стекла. Намеренно не показывая лиц, художник определяет манеру кинематографического повествования как фиксацию, хоть и предельно эстетизированную, места преступления — пространства, несущего в себе память о чем-то важном, что было утеряно безвозвратно. Предъявляется лишь совокупность знаков — следов ушедшего, в данном случае обыденный акт запланированного разрушения получает практически бесконечное пространство интерпретации.

Манглано-Овалье фокусируется на понятии открытости через непосредственное внимание к определенному типу архитектурных концепций, связанных с утопическим проектом построения новой формы общественного устройства. В частности, художник ссылается на незаконченный фильм Сергея Эйзенштейна, поставленный по роману Евгения Замятина «Мы», где архитектуре отведено особое место. История тоталитарного мира, где каждый гражданин находится под пристальным вниманием, в логике классических антиутопий рассказывает об успешной попытке создания новой модификации индивида, которому отказано в фундаментальной, психологической необходимости одиночества. Любые проявления интимности, предельная транспарентность всех жизненных процессов решается Замятиным достаточно просто — город будущего состоит из стеклянных домов, которые позволяют людям бесконечно наблюдать друг за другом, таким образом превращая жителей в единое, гомогенное коллективное тело.

Эстетическая дистанция, выстроенная художником по отношению к объекту исследования — архитектуре модернизма, обнажает противоречия современности, которая проявляет себя наиболее очевидно именно в архитектурном поле. Манглано-Овалье проблематизирует целый ряд ключевых, противоречивых явлений текущей реальности — от невозможности воплощения утопических проектов, но в то же время их виртуальной необходимости до радикальной трансформации проекта модернизма; от пронизывающей жизнь общества системы непрерывного контроля до стремления человека быть включенным в общественные процессы, порой жертвуя личным пространством.