Alter///scrinium. Десять тезисов об архитектуре. Выставка 2011
Гордон Матта-Кларк. Коническое пересечение | Gordon Matta-Clark. Conical Intersect
  • Режиссёр: Гордон Матта-Кларк

    Родился в Нью-Йорке в 1943 году. Умер в 1978 году.

    Избранные персональные выставки:
    2006 — Gordon Matta-Clark, Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia, Madrid
    1985  —  1989 Gordon Matta-Clark: A Retrospective, Museum of Contemporary Art Chi-
    cago [University Art Museum, California State University, Long Beach, California;
    Stedelijk Museum, Amsterdam; Städtisches Museum Abteiberg, Mönchengladbach,
    Germany; Kunsthalle Basel; Le Nouveau Musée, Villeurbanne, France; Museum van
    Hedendaagse Kunst Antwerpen, Antwerp; Porin Taidemuseo, Pori, Finland; Reina
    Foundation, Ministry of Culture, Madrid; Carnegie-Mellon University Art Gallery,
    Pittsburgh; Brooklyn Museum; Mackenzie Art Gallery, Regina, Canada; University
    Art Museum, University of California, Berkeley, California; Musée d’Art
    Contemporain, Montreal; Herbert F. Johnson Museum, Cornell University, Ithaca, New York]
    1974 — Die bemalte Untergrundbahn. Photoglyphen von Gordon Matta, Neue Galerie der Stadt,
    Aachen, Germany

    Избранные групповые выставки:
    2005 — OpenSystems — Rethinking Art c.1970 — Tate Modern, London
    1997 — documenta X — Documenta, Kassel
    1971 — Twentysix by Twentysix — The Frances Lehman Loeb Art Center, Poughkeepsie, NY

2005,  44 минут
Секция:
Alter///scrinium. Десять тезисов об архитектуре. Выставка

Courtesy of Electronic Arts Intermix (EAI), New York

В 1975 году в рамках Парижской биеннале американский художник Гордон Матта-Кларк, используя свою фирменную стратегию по непосредственному вмешательству в структуру различных архитектурных объектов, вырезал в стенах подлежащего сносу жилого дома XVII века два пересекающихся в виде конусов отверстия, запечатлев кропотливый процесс создания произведения и последующее уничтожение зданий на пленку. Фильм получил название «Коническое пересечение» и стал одной из самых известных работ легендарного художника. Выбор самих объектов, подлежащих эстетической интервенции был не случаен — по плану правительства, район бывшего рынка Les Halles, где находились жилые дома, был одним из самых неблагополучных в центральной части французской столицы и должен был стать новым культурным центром — к моменту создания проекта Матта-Кларка уже активно велось строительство центра Жоржа Пампиду, который должен был джентрифицировать район. Общественность активно и довольно критически высказывалась о планах властей, порой даже сравнивая проект с деятельностью Жоржа Эжена Османа, по плану которого во второй половине XIX века была проведена вполне успешная реконструкция города, результатом которой было изгнание из центра столицы низших слоев населения. Работа Матта-Кларка оказалась ярким комментарием к этой общественной полемике, затмив своей предельной выразительностью многие высказывания.

Фильм «Коническое пересечение» нельзя отнести к разряду типичной документации, поскольку автор всегда старался придать особое значение кино- и фотосъемке своих акций, скрупулезно фиксируя все этапы, включая последующее разрушение своих мимолетных проектов, насыщая каждый фильм особой драматургической напряженностью. Видео повествует о создании самого проекта, в попытке передать зрителю ощущения от монументальной скульптуры, созданной художником, и того эффекта, который повлекла необычная акция. За счет сложной геометрической формы отверстий была буквально сконструирована выпадающая из установленного порядка ситуация — оптический инструмент, позволяющий по-новому взглянуть на архитектурный ландшафт города и даже скрытую под этим ландшафтом социальную структуру. В то же время автор через насильственное проникновение в интимность жилого пространства, покинутого, но все еще сохраняющего следы активности людей, привлекал внимание к обыденности жизненных процессов, которые невозможно зарегистрировать снаружи и которые в то же время являются фундаментальными для понимания текущей ситуации общественного устройства.

Критический интерес Матта-Кларка был частью исследовательской программы, где вопрос о статусе места городского пространства обозначался как первоочередной. Деконструкция существующего порядка через вмешательство в физический монолит города с особым изяществом реализовывалась буквально — само тело архитектурного объекта препарировалось , и тем самым ему придавалось новое смысловое измерение. На первый взгляд парадоксальные произведения никогда не задумывались как исключительно пластические и формальные за каждым из них стояла четко артикулированная манифестация, местами имеющая политический оттенок. Использование старых, покинутых зданий для художника было отчасти попыткой проблематизировать место архитектурных объектов в иерархии современных экономических процессов. Их перемещение из поля утилитарности исчерпавшей себя на поле эстетического опыта и восприятия определенно имеет особое политическое измерение. С помощью фирменных манипуляций он конструирует принципы уведомления общества о том, что оно так легко забывает о том, что было использовано глобальным капиталом в качестве расширения собственных возможностей, а порой и собственного количественного эквивалента, а затем, исчерпав свой ресурс, оказалось ненужным, подлежащим уничтожению.

Пространство архитектурной реальности выступает как предмет исследования современности, и свойственной ей особой системы взаимоотношений между человеком и властью, между системами управления и неподконтрольным поведением, сливаясь в проектах Матта- Кларка с высокой степенью поэтичности, а зачастую и мифологизацией, которой подвергались места «эстетических преступлений» художника. В частности, поднимается даже такой спорный вопрос об оценке вандализма, как непосредственного, наглядного критического жеста, способного приоткрыть новое измерение реальности, осуществленной через разрушение.