Alter///scrinium. Десять тезисов об архитектуре. Выставка 2011
Филипа Цесар. Порто, 1975 | Filipa César. Porto, 1975
  • Режиссёр: Филипа Цесар

    Родилась в городе Порто в 1975 году. Живет и работает в Берлине.

    Избранные персональные выставки:
    2011  —  Labor Berlin 5: Filipa César  —  Haus der Kulturen der Welt, Berlin
    2009  —  Filipa César  —  The Four Chambered Heart  —  Cristina Guerra Contemporary Art, Lisbon
    2004  —  Filipa César  —  “Berlin Zoo”  —  Kunsthalle Wien Project Space Karlsplatz, Vienna

    Избранные групповые выставки:
    2010  —  29th Bienal de São Paulo  —  Bienal de São Paulo, São Paulo
    2008  —  International Triennale of Contemporary Art  —  Re-Reading the Future  —  International Triennale of
    Contemporary Art (ITCA), Prague
    2002  —  Expect the World — moi non plus  —  Sparwasser H Q — Forum for Contemporary Art, Berlin

2010,  10 минут
Секция:
Alter///scrinium. Десять тезисов об архитектуре. Выставка

Courtesy of Cristina Guerra Contemporary Art, Lisboa

Незадолго до революционных событий в Португалии 1974 года архитектор Альваро Сиза начал работу над проектом социального микрорайона Bouca в городе Порто, который позднее был включен в программу реализации подобных инициатив под эгидой политической организации SAAL. Проект микрорайона был завершен только в 2006 году. Согласно оригинальному авторскому подходу 21 в проектировании, который сам автор формулирует как принцип упрощения, проект масштабного жилого комплекса явился примером элегантной лаконичной архитектуры, исключающей какие-либо декоративные черты и эклектичность, с которой ассоциируются бедные кварталы.

Проект Bouca оказался примером социальной архитектуры в том виде, в каком она задумывалась на заре современности. В связи со сложной политической ситуацией и тем, что эстетические и функциональные приемы оказались крайне новаторскими, инициатива организации SААL, как и следовало ожидать, была неоднозначно воспринята общественностью — критика указывала на отсутствие выразительности и чрезмерную лаконичность проекта, порой в достаточно жесткой форме. Идея обновленного района стала одним из символов революционного движения и ярким примером самоорганизации населения, которое вопреки множеству факторов инициировало начало строительства, несмотря на неприятие и даже угрозы агрессивной реакции со стороны правых сил. Но в конечном счете реализация проекта была приостановлена в 1976 году и возобновлена только в 1999-м.

Фильм «Порто, 1975» был создан Филипой Цесар как авторское переосмысление исторических событий, в частности значения проекта Сизы, для экспозиции, представляющей Португалию на Архитектурной биеннале в Венеции. Метод Цесар укладывается в определение междисциплинарного академического исследования, для которого необходимы кропотливое изучение материала и глубокая интервенция в контекст. Однако для художницы важно и создание определенного оптического режима, наполняющего ее работы сложной, отчасти мифологической атмосферой. Природа плана абсолютно антропологична и реконструирует взгляд человека, попадающего в герметичный мир, перед которым путем скрытого контекстуального повествования разворачиваются события прошлого.

Локальные события в данном случае имеют большую герменевтическую ценность, нежели общая историческая картина, — художница вводит в центр концептуального поля произведения не сам объект и даже не сам факт революционных событий, за которыми, как известно, следил весь мир, а один из малоизвестных фактов — демонстрацию в поддержку строительства комплекса. Принцип опосредованной реконструкции сообщает фильму особый повествовательный характер — история комплекса и событий, связанных с ним, разворачивается в пространстве утраченной памяти. Через непрерывное повествование, которое изящно закольцовано (последний кадр — фотография оккупации квартала — отсылает к первому кадру самого фильма), художница создает синтетический кинорассказ, существующий в специфичном режиме бесконечного повторения подобно всплеску давно забытых моментов, случайно всплывающих в памяти.

Архитектура, будучи все-таки периферийным объектом исследования, а художницу прежде всего интересует срез исторических событий, сохраняет статус материального архива, который не только сообщает послание из прошлого, но и является непосредственным, а возможно, и самым достоверным носителем ушедшей реальности. Виртуозно вводя текст в пространство фильма — зритель слышит лишь телефонное сообщение, где герой делится воспоминаниями, — Цесар травматическим жестом смещает контекст повествования с настоящего на прошлое, расставляя окончательные акценты и приводя в действие механизм производства ассоциативных рядов, воспоминаний и в то же время спонтанных, преимущественно чувственных оценок.