Alter///scrinium. 10 Theses Of The Architecture. Exhibition Part 2011
Andreas Fogarasi. A Machine for...
  • Director: Andreas Fogarasi

    Вorn in 1977 in Vienna. Lives and works in Vienna.

    Selected personal exhibitions:
    2010 — Andreas Fogarasi — Ludwig Forum für Internationale Kunst, Aachen
    2008 — Andreas Fogarasi — 2008 — Museum für angewandte Kunst (MAK), Vienna
    2007 — Kultur und Freizeit, Hungarian Pavillion, 52. Biennale di Venezia, Venice


    Selected group exhibitions:
    2010 — Transitland in Trieste — Studio Tommaseo — Istituto per la documentazione e diffusione delle Arti, Trieste
    2006 — This Land Is My Land — Neue Gesellschaft für Bildende Kunst (NGBK), Berlin
    2002 — Manifesta 4 — Frankfurt/Main — Manifesta — European Biennial of Contemporary Art,
    Amsterdam

2006,  8 min.
Section:
Alter///scrinium. 10 Theses Of The Architecture. Exhibition Part

Courtesy of Georg Kargl Fine Arts, Vienna

A tradition of so called working clubs establishment first appeared in the XIX century and became a part of socialistic administration doctrine within a program of free time management of working class. These facilities were created firstly to convert people’s personal time into a new mode of constant involvement into educational, activist and cultural activity of a new society. Almost all socialist countries had the network of such facilities that used quite innovative architectural design schemes.

As a part of an exposition for Hungary at the Venice Biennale 2007 they showed Andreas Fogarasi’s project Kultur und Freizeit (Culture and Leisure, 2006), devoted to cultural and educational institutions of Budapest as a controversial heritage of socialist era. The project consisting of several videos is mostly an aesthetically redeemed result of modern situation analysis that different institutions were placed into; they are declared as cultural life flagships in terms of socialist society. The artist points out the unusual status of these objects, that used to have several quite opposite functions, that were propaganda declaring socialist values and status of informal centers of alternative culture, creative spaces standing out from official art course. In spite of rather short historic period of those objects existence in their true function, their rather modern design has a certain archaic flare that refers to a certain epoch. Political changes derived from Eastern Europe countries democratization revealed clear ideological rigidity that denied any modification of these places actual functions.

Video “A machine for” is a part of Kultur und Freizeit that is focused on the relations between architectural design language, politics and management systems. A specific approach of the artist is based on a synthetic concept uniting documents, technical logics of research via fixation system that is genetically close to scanner or any other registering device functioning. The camera has almost tactile communication with architectural objects, interiors and cityscape of the former cultural center Óbudai Müvelödesi Központ, built in 1973-75 upon the design of György Kévés and Imre Kovács. Culturally functioning space is filled with avant-garde impulse of technical might; that fact is specifically pointed out by the author via observation of club space changes, that like a humongous machine can change its own appearance (club project was supposed to have complex structure; auditorium, classes could transform and serve for different purposes, but the system was not supposed to change club functioning radically). The artist centers his attention around machinery of the cultural institution essence with the function of taking time of a person free from work and convert it into his or her self-development. Publicly stolen time changes its status depending on economic and political structure that is legitimate at a certain period. But in these circumstances where the author describes a machine of time taking, the nature of free time in terms of human psychology becomes a central problem. Time taking is inherent for a person having only vague distinctive features and realization manner. Work clubs and cultural centers were replaced by new types of facilities having larger management potential.

Alter///scrinium. Десять тезисов об архитектуре. Выставка 2011
Андраш Фогараши. Машина для… (часть проекта «Культура и досуг») | Andreas Fogarasi. A Machine for...
  • Режиссёр: Андраш Фогараши

    Родился в 1977 году в Вене. Живет и работает в Вене.

    Избранные персональные выставки:
    2010 — Andreas Fogarasi — Ludwig Forum für Internationale Kunst, Aachen
    2008 — Andreas Fogarasi — 2008 — Museum für angewandte Kunst (MAK), Vienna
    2007 — Kultur und Freizeit, Hungarian Pavillion, 52. Biennale di Venezia, Venice


    Избранные групповые выставки:
    2010 — Transitland in Trieste — Studio Tommaseo — Istituto per la documentazione e diffusione delle Arti, Trieste
    2006 — This Land Is My Land — Neue Gesellschaft für Bildende Kunst (NGBK), Berlin
    2002 — Manifesta 4 — Frankfurt/Main — Manifesta — European Biennial of Contemporary Art,
    Amsterdam

2006,  8 минут
Секция:
Alter///scrinium. Десять тезисов об архитектуре. Выставка

Courtesy of Georg Kargl Fine Arts, Vienna

Традиция создания так называемых рабочих клубов, впервые появившихся в XIX веке, стала в рамках программы организации свободного времени рабочих масс частью социалистической доктрины управления. Цель создания таких учреждений прежде всего состояла в том, чтобы конвертировать личное время человека в новый режим перманентной занятости, который предполагал активное участие в образовательной, активистской и культурной деятельности нового общества. Практически все страны социалистического блока имели развитую сеть подобных учреждений, при создании которых применялись инновативные для своего времени стратегии архитектурного проектирования.

В 2007 году в рамках выставки, представляющей Венгрию на венецианской биеннале, был представлен проект Андраша Фогараши Kultur und Freizeit («Культура и досуг», 2006), посвященный культурным и образовательным учреждениям Будапешта, оставшимся в качестве неоднозначного наследия социалистической эпохи. Проект, состоящий из нескольких видеоинсталляций, прежде всего является эстетически переосмысленным результатом исследования современной ситуации, в которой оказались различные учреждения, обозначенные как флагманы культурной жизни в рамках социалистического общества. Художник указывает на неоднозначный статус объектов, которые чаще всего совмещали в себе абсолютно противоположные функции — пропагандистскую деятельность, декларируя ценности социалистических режимов, и в то же время эти клубы становились неформальными центрами альтернативной культуры — креативными пространствами, не вписывающимися в топографию официального искусства. Несмотря на довольно короткий исторический промежуток, в рамках которого существовали в своем подлинном предназначении эти объекты, и на их вполне современный дизайн, они встраиваются в поток некоторой архаичности, указывая на их принадлежность к определенной эпохе. Изменения политической ситуации вследствие демократизации восточноевропейских стран выявили очевидную идеологическую статичность, которая не предполагала какого-либо изменения непосредственных функций этих мест.

Видео «Машина для...» — часть проекта Kultur und Freizeit («Культура и досуг») фокусируется на проблеме взаимоотношения между языком архитектурного проектирования, политикой и системами управления. Особый подход художника восходит к синтетической концепции, соединяющей документацию, техницистскую логику исследования через систему фиксации, генетически близкую к функционированию сканера или любого другого регистрирующего устройства. Действительно, камера вступает практически в тактильное отношение с архитектурными объектами — интерьерами и градостоительным ландшафтом бывшего культурного центра Óbudai Müvelödesi Központ, построенного в 1973-75 годах прошлого века по проекту архитекторов Георгия Кевеша и Имре Коваша. Пространство культурного функционирования, наполненное по своей физической структуре авангардным импульсом технического великолепия, особенно акцентируется автором с помощью непосредственного наблюдения за изменениями пространства клуба, которое подобно гигантской машине может изменять собственную конфигурацию (проект клуба предполагал сложную систему благодаря помещениям клуба — зрительные залы, классы могли изменяться и служить различным целям, однако эта система не предполагала кардинального изменения режима функционирования клуба).

Центром внимания художника является машинерия самой сущности культурного учреждения, функция — которого экспроприировать свободное от непосредственного труда время человека и конвертировать его в область самосовершенствования. Статус общественно- присвоенного времени декларативно меняется в зависимости от экономического и политического режима, считающегося легитимным в данный момент. Однако следуя той логике, в которой автор представляет машину присвоения этого самого времени у рабочего, проблематизируется сама природа свободного времени в рамках психологии человека. Режим присвоения времени оказывается имманентен человеку, приобретая лишь внешние различия и способы реализации, — на смену рабочим клубам и культурным центрам пришли новые типы пространств, имеющие более обширный потенциал управления.